Разработчик и интегратор российского ПО
для управления жизненным циклом изделий
Тележка с продуктами   телефонная трубка   изображение конверта
Продукты Решения Услуги Загрузки и поддержка Купить Контакты О компании

Завершившийся конкурс проектов «T-FLEX CAD: Я – инженер!» - технические подробности и интервью участников

Автор: Алексей Плотников, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Топ Системы»

Иллюстрация

В первой половине июня мы подвели итоги конкурса по проектированию и моделированию в системе T-FLEX CAD.  Работы получились интересными, с хорошей проработкой, некоторые – комплексные (помимо системы T-FLEX CAD использовались встроенные модули конечно-элементного анализа и ЧПУ).

Напомним, что мы озвучили некоторые критерии, которые повышали шансы участников на попадание на 3D-пьедестал:

  • разнообразие и сложность использования функциональных возможностей T-FLEX CAD на всех этапах;
  • использование различных типов параметризации T-FLEX CAD;
  • многоуровневая структура сборки;
  • наличие в сборке структуры изделия и спецификации;
  • наличие чертежей деталей и сборочных единиц;
  • комплексность работы (использование модулей T-FLEX «Анализ», T-FLEX «ЧПУ»);
  • использование библиотеки материалов (основные материалы, материалы покрытия);
  • выполнение работы в 16 версии T-FLEX CAD (с использованием новых функциональных возможностей 16 версии);
  • наличие фотореалистичного изображения модели;
  • наличие анимации модели

Ну и выбор темы проекта нас тоже безусловно волновал – свежие идеи мы очень сильно ценим!

Давайте уже скорее перейдём к анализу проектов победителей и номинантов и послушаем, что некоторые из них говорят про сам конкурс, свои проекты и проекты конкурентов.

Иллюстрация

Итак, первое место мы отдали машинке lego – совсем не потому, что сама тема lego крайне популярна во всём мире, а потому что автор с точки зрения использования продукта T-FLEX CAD – инженер в полном смысле этого слова. Ведь конкурс в первую очередь проводится не на сами инженерные знания (хотя, мы их стараемся тоже оценивать, но всё же это задача университета, работодателя и т.п.), а на то, как инженер, используя свой опыт (или только приобретает опыт), «священнодействует» в наших системах. У Андрея Ваняева это получилось лучше всех, на наш взгляд.

Иллюстрация

Идея использования результатов проектирования для игры (а здесь же рядом можно порассуждать о создании обучающих приложений, тренажёров и т.д.) нам очень понравилась – такую работу мы получили впервые! Кроме того, сама сборка содержит более 1050 тел, является многоуровневой, детали и узлы сделаны параметрическими, созданы диалоги управления, создана собственная библиотека материалов, выполнен прекрасный фотореализм штатными средствами T-FLEX CAD, создана анимация сборки/разборки.

Иллюстрация

Теперь предоставим слово автору – он согласился ответить на наши вопросы:

Представьтесь:

Меня зовут Ваняев Андрей, мне 37 лет, я работаю аналитиком в Отделе САПР

Как давно Вы занимаетесь 3D – моделированием? Это ваше хобби или профессия?

3D-моделированием стал интересоваться в 2003 г. Тогда я впервые попробовал полигональное моделирование, мне это понравилось и вскоре стало моим любимым занятием.

В 2008 г. я устроился на работу в отдел САПР, там я и познакомился с T-FLEX CAD. Освоил программу достаточно быстро. Так у меня появилась работа, которая мне по душе. 

Опишите свои впечатления об участии в конкурсе:

О конкурсе я узнал достаточно поздно… за месяц до окончания. Решил попробовать. Честно говоря, я не переживал за то, что могу проиграть. Я был почти уверен, что не попаду в тройку лидеров. Когда мне позвонили и сказали, что я выиграл, не мог в это поверить, но через пару минут моей радости не было предела!

Участвовали раннее в подобных конкурсах? Удавалось ли занимать призовые места?

В подобных конкурсах я не участвовал. 2 раза участвовал в конкурсах по полигональному моделированию и все 2 раза я занимал 3-е место.

Сколько времени заняла работа над проектом?

В общей сложности чуть меньше месяца.

1 день – Идея. В принципе, идея зародилась давно. День потерял в раздумьях… успею ли…

~1 неделя на отрисовку всех деталей

~1,5 недели на сборку по каталогу и параметризация (качество электронного каталога не на высоте, поэтому часто ошибался и пересобирал)

~ 4 Дня на анимацию разборки и подготовку сцен для визуализации

2 дня на создание уровня игры, анимацию и программирование модели в UnrealEngine

Какие сложности возникли в процессе?

В основном сложностей не было. Были небольшие проблемы на стадии сборки, когда приходилось заниматься подгонкой дефомируемых деталей.

Если для работы над проектом использовали учебную версию: хватило ли функционала?

Для данного проекта функционала вполне достаточно. Экспорт модели в формат obj (для UE) -  был основным требованием.

Чем по вашему мнению выгодно отличается ваша работа от других?

Наверно тем, что этого пока никто не делал.

И наверно это интересное применение может заинтересовать людей разных профессий. На мой взгляд, некоторые вещи моделировать в T-FLEX CAD куда проще, чем в той же Maya или 3ds max. В T-FLEX CAD есть экспорт в формат obj - это все что надо для использования данной модели в UE.

Почему выбрали именно эту тематику?

Всегда хотел попробовать себя в производстве игр, а также порадовать сына, т.к. он увлекается ЛЕГО!

Поучаствовали бы еще в конкурсе? Если да, то на какую тему хотели бы сделать проект?

Возможно. Не задумывался на тему проекта, но, возможно, это будет связано с виртуально реальностью.

Какие проекты других участников конкурса показались Вам интересными и почему?

Очень понравилась работа вращателя, очень крутая презентация (Топ Системы: этот проект занял второе место, о нём речь пойдёт дальше).

И трайк с двигателем Д6. Понравилась анимация разборки и работа двигателя в динамике.

Почему из представленных на выбор призов выбрали VR? Ваше мнение о VR технологиях применимо к 3D-моделированию?

Все просто: остальное у меня уже естьJ. По моему мнению технология VR еще сырая, возможно в не далеком будущем это будет применимо.

Иллюстрация

Кстати, пока шёл конкурс, мы планировали, что одним из главных призов станет шлем виртуальной реальности Oculus Rift. Однако, за прошедшие с начала конкурса несколько месяцев в продажу поступил шлем Oculus Rift S - улучшенная версия оригинального шлема. Мы решили, что победитель конкурса не будет против, если получит в подарок более "продвинутую" версию шлема, чем планировалось изначально J

Перед отправкой приза победителю мы решили удостовериться, что новое оборудование работает как надо. Одновременно с проверкой работоспособности шлема мы протестировали T-FLEX VR на предмет совместимости с новым оборудованием.

Как и предполагалось, T-FLEX VR заработал совместно с Oculus Rift S без каких-либо проблем, дав ещё более качественную картинку!

Второе место разделили между собой проекты Вращателя и 28-футового деревянного парового катера Российского императорского флота с котлом системы Уайта образца 1870-1875 года.

Начнём с катера. Автор проекта – Дмитрий Груша. Паровой катер полностью деревянной конструкции с паровым котлом системы Уайта и одноцилиндровой паровой машиной мощностью 2 ¼ нарицательных сил. Данный катер использовался для транспортирования старшего офицерского состава и предположительно базировался на броненосном крейсере «Генерал-Адмирал» 1875 года.

Иллюстрация

Проект отличает моделирование по архивным чертежам и точнейшая детализация.

Автором была создана небольшая параметрическая библиотека с использованием баз данных. Сложное моделирование обводов корпуса судна, стабильность сборки и оригинальность идеи – всё это позволило вывести проект на качественный уровень.

Иллюстрация

Кроме того, проект имеет реальное воплощение – идёт постройка уменьшенной копии катера, о чём автор проекта обещал нам рассказывать!

Иллюстрация

Дмитрий ответил на наши вопросы:

О себе:

Здравствуйте, 3D-моделированием я уже занимаюсь около 20 лет. Из них 15 лет работы приходится на комплекс T-FLEX, начиная еще с версии 7.2. 3D-моделирование, а именно проектирование, является моей непосредственной профессией, поскольку я являюсь инженером-конструктором крупного судостроительного предприятия.

Также 3D-моделирование можно назвать и хобби, потому что многое делается для себя: делались такие вещи, как скворечник на детский школьный конкурс ребенка, мебель - для новой квартиры и т.д. В последнее время делаются корабли для последующего создания стендовых моделей, паровой катер является первой из них.

О конкурсе:

В конкурсах 3D-моделирования до этого участия долго не принимал, почему-то даже не обращал на них внимания, не считая конкурса еще в далеком 2006 году с программой, созданной на основе API T-FLEX, и модели авианосца «Викрамадитья». С этой работой я с коллегами занял, по-моему, первое место, уже не помню (Топ Системы: Это был сложнейший проект, где коллектив, в который входил Дмитрий, занял заслуженное первое место). В активе есть несколько сложных проектов, но эти работы сложно показать открытой публике, поскольку они имеют оборонную направленность.

О проекте:

Работа над проектом «Паровой катер РИФ» началась в октябре параллельно с другим более крупным кораблем и продолжается с перерывами и сегодня. Представленный вариант катера можно назвать «базовым», и в течение его длительного срока службы на него устанавливались различные элементы. Вот над этими элементами и идет работа.

Какие сложности возникли в процессе?

Сложности возникли в первую очередь с оболочкой корпуса двойной кривизны, которая после нескольких попыток выполнить ее в T-FLEX CAD, была выполнена в специализированной системе (это единственная деталь, выполненная в другой программе, о чем я писал в заявке на конкурс). Функционала поверхностного моделирования в 15-ой версии для оболочки корпуса не хватило (Топ Системы: Мы предложили Дмитрию воспользоваться 16-ой версией T-FLEX CAD, в которой появились новые инструменты для поверхностного моделирования, а также для работы с 3D-кривыми. Функциональности 16-ой версии должно хватить для выполнения схожих задач в новых проектах). Другие сложности были обусловлены тем, что почти все детали не имеют плоских поверхностей, и их создание требовало большое количество вспомогательной геометрии.

Почему выбрали именно эту тематику?

Морская военная тематика выбрана, потому что корабли являются, пожалуй, одними из самых сложных в 3D-моделировании из-за обилия криволинейных поверхностей – это всегда вызов. Это часть славной истории Российского военного флота, о которой зачастую никто не знает, поскольку эта информация таится в архивах. Плюсом ко всему корабли - это просто красивые объекты!

Чем по вашему мнению выгодно отличается ваша работа от других?

Чем моя работа отличается от других? Не знаю - тут жюри виднее, хвастаться не охота!

Поучаствовали бы еще в конкурсе? Если да, то на какую тему хотели бы сделать проект?

Поучаствовал бы или нет в новом конкурсе? Да, наверное, поучаствовал бы с Лего (шутка)! Скорей всего снова с морской тематикой.

Из представленных работ мне больше всего понравился трайк - потому что мототехника тоже интересна, и придумать с нуля что-то своё дано не каждому.

Иллюстрация

Как мы написали выше, Дмитрий разделил второе место с проектом Вращатель, автор – Игорь Грядунов. Проект Вращатель выгодно отличается своей комплексностью. Содержит CAD, CAM, CAE, RID, анимацию, чертежи, структуру изделия и выполнен в 16-ой версии. Использованы различные инструменты параметризации: редактор переменных, базы данных, диалоги управления, заимствование данных. Также выполнена анимация, фотореалистичное изображение готовой сборки.

Иллюстрация

От автора проекта мы пока не получили ответов на все вопросы, поэтому интервью опубликуем позже, но вот что он написал в своей пояснительной записке:

«Проект «Вращатель» разработан исключительно для конкурса «T-FLEX CAD: Я – Инженер!» и в некоммерческих целях. Разработка проекта была начата в день объявления конкурса. Идея возникла совершенно случайно – в процессе поиска идей для проекта конкурса в литературе и на просторах интернета (общая направленность проекта определилась именно на этом этапе).»

Иллюстрация


Иллюстрация

Третье место мы присудили проекту Трайк с двигателем Д6, автор Геннадий Егоров. Проект выполнен в студенческой версии T-FLEX CAD.

Иллюстрация

В проекте реализована многоуровневая сборка, используются ссылочные элементы, проектирование сверху-вниз, снизу-вверх, эскиз с ограничениями и параметризация. Сборка подвижна (двигатель Д6), есть качественная анимация разборки. Двигатель напечатан на 3D принтере.  Проект получился качественным и добротным. Уверены, что автор, набравшись больше опыта в работе с T-FLEX CAD, сможет в будущем бороться за пьедестал!

Иллюстрация


Иллюстрация

Геннадий с большим удовольствием ответил на наши вопросы:

Представьтесь: Егоров Геннадий Викторович

Как давно Вы занимаетесь 3D – моделированием? Это ваше хобби или профессия?

3D-моделированием начал заниматься около пяти лет назад. Это были небольшие простые модельки, чтобы с них брать точные размеры для изготовления в «металле» в условиях гаража. Потом появился 3D-принтер - и тут уже без моделирования никуда! Пришлось постепенно осваивать больше функционала. Для меня 3D–моделирование просто хобби.

Участвовали раннее в подобных конкурсах? Удавалось ли занимать призовые места?

Нет, ранее в таких конкурсах участия не принимал.

Сколько времени заняла работа над проектом?

Все отведенное на это время, но понемногу каждый день. Если нет чёткого ТЗ на конечное изделие, его можно доделывать очень долго!

Какие сложности возникли в процессе?

Первое - это то, что в T-FLEX CAD ни разу не работал, поэтому интерфейс был в новинку, приходилось к нему привыкать. Также некоторые сложности были с сопряжениями и ЛСК.

Если для работы над проектом использовали учебную версию: хватило ли функционала?

Да, использовал учебную версию. Для «домашнего» использования функционала более чем достаточно, а анализы, спецификации и т.д. - это удел тех, кто непосредственно работает в сфере разработок.

Чем по вашему мнению выгодно отличается ваша работа от других?

Я бы выделил применение в ней немалого количества возможностей T-FLEX CAD.

Почему выбрали именно эту тематику?

У меня уже была модель мотора, сделанная в другом ПО, решил проверить себя и переделать с нуля в T-FLEX CAD, у меня это получилось! А потом захотелось еще себя испытать – поставить мотор на раму.

Поучаствовали бы еще в конкурсе? Если да, то на какую тему хотели бы сделать проект?

Конечно! Участие в конкурсе – это, во-первых, получение опыта в параметрическом моделировании, который, я надеюсь, еще не раз пригодится в будущем. Во-вторых, есть стимул – призы!

Интересная тема машиностроение, но более узкой направленности.

Какие проекты других участников конкурса показались Вам интересными и почему?

Интересен проект «28-футовый деревянный паровой катер», так как на основе 3D-модели создается реальная модель в масштабе.

Иллюстрация

Ещё мы выделили две номинации – Приз за самую большую сборку и приз в номинации Проект в учебной версии

Блок аппаратов воздушного охлаждения, автор Сергей Терских. Проект стал победителем в номинации Самая большая сборка (больше 50 тыс. тел!).

Иллюстрация

Терских Сергей: «Данный блок аппаратов был разработан на ООО «Грибановский машиностроительный завод», и в данный момент находится в производстве. Блок аппаратов воздушного охлаждения состоит из трех аппаратов и площадок обслуживания. Конструкция аппарата состоит из блока секции, вентиляторного блока и коллекторов входа/выхода продукта. Блок секции включает в себя теплообменный пучок, собранный из оребрённых труб, распределительных камер и верхних жалюзи. Теплообменные трубы в распределительных камерах крепятся обваркой с развальцовкой, тип крепления С1Р4-1 по ГОСТ Р 55601-2013. Распределительные камеры – сварные. Передняя камера имеет штуцера входа продукта, задняя штуцера выхода продукта. Вентиляторный блок включает в себя металлоконструкцию, привод вентилятора, коллектор вентилятора, колесо вентилятора, жалюзи. В полости коллектора вращается рабочее колесо вентилятора. Аппарат имеет вибростойкую конструкцию».

Иллюстрация

В номинации Проект учебной версии победителем стал Николай Селяев с проектом 3D принтер. Николай спроектировал 3D принтер в учебной версии и собрал его.

Иллюстрация

Николай активно использует T-FLEX CAD в учебном процессе, работая со школьниками. Из пояснительной записки автора проекта:

«T-FLEX CAD - отличный программный продукт! Удобный и, самое главное, очень простой в изучении и обучении (использую его в проектной деятельности в школе).

На самостоятельное (в лучшем случае под команды «добавь к голове пятачок») создание вот такой свиньи-копилки у первоклассника (младший сын), который до этого в лучшем случае видел, как папа сидит и что-то рисует в непонятной программе, ушло меньше 2-х часов. Это отличный результат!

Иллюстрация

А сколько за это время было починено игрушек… Мои парни скорее возьмут отвертку, штангенциркуль и откроют T-FLEX CAD, чтобы починить какой-нибудь сломавшийся бластер, чем будут думать, почему он перестал стрелять, и не попросить ли родителей купить новый. И, что радует, я им для этого уже совсем не нужен!»

Помимо позитивного отзыва Николай озвучил ряд на наш взгляд конструктивных предложений по самой программе. Обязательно обдумаем!

Подводя итоги, хотели бы резюмировать: конкурс наглядно показал, что для выполнения проектов учебная версия также прекрасно подходит – две работы, выполненные в учебной версии, попали «в призы» и практически на равных конкурируют с проектами полной версии с т.з. моделирования.

Спасибо всем участникам и …новый конкурс не за горами ;-)



Поделиться ссылкой:

© 2024 ЗАО «Топ Системы»