Информационная платформа T-FLEX PLM – универсальный инструмент для быстрого создания специализированных информационных систем

Часто встречается ситуация, когда процесс создания информационного пространства предприятия включает замену нескольких разрозненных систем на одну. В статье будет показано, что такие работы можно проводить силами специалистов-прикладников и администратора (администраторов) T-FLEX DOCs без привлечения разработчиков. Утверждается, что имеющихся инструментов в базовой поставке достаточно для решения задач такого рода.

Простота установки

Как театр начинается с вешалки, так и работа с ПО начинается с его установки на компьютере. В связи с тем, что описываемая система имеет клиент-серверную архитектуру, нужно рассматривать отдельно установку серверной и клиентской частей, а также начальную настройку системы.

Установка серверной части проходит по принципу «далее-далее-далее» и занимает обычно от 10 минут до полутора часов, в зависимости от выбранных модулей для установки и аппаратного обеспечения сервера. Если есть необходимость, можно изменять стандартные настройки сервера T-FLEX PLM. Например, для установки несколько серверов приложений на одном компьютере (в этом случае все они будут работать от одной серверной лицензии). Или для создания нескольких файловых серверов, например, при использовании единой системы на географически удалённых предприятиях.

Установка клиентской части также происходит по принципу «далее-далее-далее». В связи с тем, что дистрибутив выполнен в виде стандартного msi-пакета, для автоматизации установки можно применять различные стандартные методы, в т.ч. через групповые политики Active Directory или нечто подобное.

Автоматическое обновление клиента при подключении к обновлённому серверу. Ещё одна настройка сервера, упрощающая работу администратора. Востребована пользователями.

Настройка автоматического обновления клиентской части
Рис. 1 Настройка автоматического обновления клиентской части

Поддержка СУБД

Сердцем систем класса PLM является база данных. Для работы и обслуживания базы данных T-FLEX DOCs использует популярные СУБД:

Поддерживаемые СУБД
Рис. 2 Поддерживаемые СУБД

Такой подход обусловлен простыми соображениями:

  • Все перечисленные СУБД являются современными, развивающимися решениями.
  • Каждое из заявленных решений обладает подтверждёнными возможностями масштабируемости под любые задачи.
  • Продуманная система безопасности и отказоустойчивость.
  • Поддержка PostgreSQL позволяет проводить внедрение в рамках задач по замещению иностранного ПО.

Управление файлами

Системы класса PLM должны управлять файлами. А это означает, что T-FLEX DOCs обеспечивает:

  • Надёжное хранение файлов на файловых серверах. Безопасность хранения обеспечивается стандартными методами системного администрирования или специализированными системами.
  • Просмотр большого количества типов файлов, не выходя из системы. В поставке система показывает картинки, видео, офисные документы, документы в формате PDF, документы популярных САПР. Всего более 50-ти типов файлов. При этом, есть возможность «научить» систему просматривать файлы других типов через API модуля просмотра.
  • Редактирование офисных документов возможно в режиме многопользовательского подключения, при этом физически файл остаётся на файл-сервере.

Редактирование документа on-line
Рис. 3 Редактирование документа on-line

Разграничение прав доступа

Как и положено приличной системе с клиент-серверной архитектурой, T-FLEX DOCs имеет инструменты по разграничению прав доступа. Поддерживается ролевая модель назначения доступов. Изменение доступа происходит динамически в зависимости от состояния объекта системы.

Из интересных особенностей назначения доступов хотелось бы указать на «Авторский доступ». Этот механизм позволяет назначить отдельный доступ для автора записи в таблице. Т.е. для собственных записей пользователь будет администратором и сможет назначить доступ на них остальным пользователям, а все остальные сможет только просматривать.

Базовые инструменты платформы

Внутренняя почтовая служба. Используется как для обмена сообщениями внутри системы, так и в качестве почтового клиента для внешних почтовых серверов. Помимо обмена сообщениями, поддерживается возможность управления заданиями (выдача, контроль исполнения).

Поисковая система с богатыми возможностями. Описанию их всех можно посвятить отдельную статью. Поэтому вот только наиболее интересные из них:

  • поиск записей сразу в нескольких таблицах по условию, заданному пользователем;
  • поддержка механизма релевантности при поиске записей;
  • контекстно-зависимый поиск (например, при подборе инструмента для токарной операции будет предлагаться только токарный инструмент).

Интеграция с конструкторскими САПР. Поддерживается работа со большинством известных на российском рынке конструкторских САПР. При импорте сборочных моделей из конструкторской САПР создаётся электронная структура изделия.

Налажена двухсторонняя передача базовых атрибутов (Наименование, Обозначение, Масса), стандартных атрибутов (Материал, Дата подписи, Вид подписи, ФИО подписанта), дополнительных атрибутов, заданных пользователем.

Режим отслеживания всех действий пользователей, в т.ч. скачивание файлов. Инструмент позволяет определить ошибочные или злонамеренные действия пользователей для выявления виновных и исправления критической ситуации.

Окно Системный журнал
Рис. 4 Окно «Системный журнал»

Редактор структуры таблиц базы данных

После того, как Платформа T-FLEX PLM установлена и настроена, можно приступать к созданию специализированных систем на её базе. С помощью специального инструмента «Управление справочниками» администратор системы волен создавать таблицы, атрибуты и их взаимосвязи всех возможных типов. Что означает возможность создания структур данных любой сложности.

Редактор пользовательского интерфейса

После формирования структуры данных необходимо создать пользовательский интерфейс, с которым будут взаимодействовать конечные пользователи системы. Для этого администраторами T-FLEX DOCs используется графический редактор пользовательских диалогов с широким набором возможностей. Комбинация различных стандартных и специальных элементов пользовательского интерфейса позволяют достичь удобства и наглядности в представлении любых данных.

Стандартная рабочая страница АРМ Конструктора
Рис. 5 Стандартная рабочая страница «АРМ Конструктора»

Пользователи достаточно часто встраивают ссылки на внутренний портал – нет необходимости заменять устоявшуюся систему, если она достаточно современна, поддерживается и выполняет возложенные на неё функции.

Внутренний портал предприятия на рабочей странице в T-FLEX DOCs
Рис. 6 Внутренний портал предприятия на рабочей странице в T-FLEX DOCs

Автоматизация функций

Следующим этапом создания специализированной системы является настройка автоматических действий. Чаще всего это выполнение рутинных операций, освобождающее время пользователя для интеллектуальной деятельности. Существует несколько системных механизмов автоматизации.

  • Бизнес-процессы. В первую очередь это графический редактор схем бизнес-процессов. Позволяет создать достаточно сложные бизнес-процессы, в т.ч. с подпроцессами, сложными ветвлениями по условиям. Но есть и облегчённая версия, позволяющая любому пользователю создавать короткие последовательности действий и сохранять их в виде шаблона для использования в дальнейшем.

Стандартный бизнес-процесс согласования конструкторской документации
Рис. 7 Стандартный бизнес-процесс согласования конструкторской документации

  • События сервера. Любое событие, происходящее в системе, можно отследить и обработать отправкой сообщения или каким-либо действием, описанным процедурой. Например, создание или удаление объекта, наступление даты, указанной в объекте справочника (например, дата очередного обслуживания оборудования), изменение значения атрибута и проч.

Диалог настройки события сервера
Рис. 8 Диалог настройки события сервера

  • Генерация отчётов по заранее заготовленным шаблонам. Несмотря на то, что в поставке есть полсотни готовых отчётов, для системы промышленного уровня всегда требуется сделать ещё несколько десятков. Инструменты настройки отчётов в полной мере доступны администратору T-FLEX DOCs. Форматы – MS Word, MS Excel, PDF, RTF, растровые и векторные картинки.
  • Макросы текстовые. Самым простым способом автоматизации действий в системе является написание макросов с использованием языка программирования C# и команд макроязыка.
  • Макросы блок-схемы. Помимо обычных макросов в виде текста есть возможность составлять автоматические процедуры в виде блок-схем. В поставке такие макросы широко используются для описания технологических расчётов.

Редактор макроса в виде блок-схемы
Рис. 9 Редактор макроса в виде блок-схемы

Обмен данными с прочими информационными системами

Конечные пользователи информационной системы гораздо охотнее начинают с ней работать, если она заполнена необходимыми вспомогательными справочными данными. Это могут быть различные классификаторы, перечни, накопленные данные из заменяемых систем. Т.е. после создания и настройки специализированной информационной системы необходимо провести её одноразовое наполнение данными или наладить постоянный обмен информацией с используемыми на предприятии системами.

Например, системой класса ERP.

  • Для решения задач первичного ввода удобно использовать данные в виде электронных таблиц и буфер обмена Windows. Самое сложное в таком переносе – соблюсти соответствие типов данных исходной таблицы и атрибутов в таблице T-FLEX DOCs (тексты, числа, даты и т.п.).
  • Для периодического обмена данными между информационными системами применяются WEB-сервисы, поддержка которых существует и в платформе T-FLEX PLM.

Примеры замены информационных систем

  • Файлы Excel. Основными причинами ухода от использования этого метода аккумулирования и обработки данных можно назвать проблемы при коллективной работе с файлом и ограничение по количеству строк.

Характеристика проекта: создание системы планирования производства на предприятии, производящем высокоточные приборы, путём замены десятка таблиц Excel на каждое изделие.

Один из этапов – импорт данных из таблиц Excel разного формата (в каждом подразделении свой), содержащих описание одних и тех же объектов.

Результат – разработана и передана Заказчику методика массового ввода данных из файлов формата Excel. За 1 месяц в систему введено порядка 700 тыс. номенклатурных объектов и выверено около 350 тыс. объектов (исправлены ошибки многократного ручного ввода данных в Excel разными людьми).

  • БД Access. Чаще всего замена систем, разработанных на этом инструменте, требуется из-за отсутствия поддержки и развития по причине того, что её автор уволился с предприятия.

Характеристика проекта: создание системы управления метрологическим обеспечением холдинга.

Один из этапов – импорт данных из различных БД предприятий холдинга, в т.ч. из «самописной» системы на базе БД Access.

Результат – при импорте данных о 17 тыс. средств измерения выявилось около сотни ошибок ввода данных (даты из далёкого будущего или прошлого, многократный ввод данных об одном и том же средстве измерения).

  • Импорт файловых хранилищ. Уход от такого решения требуется для организации коллективного доступа большого количества сотрудников с разными правами.

Характеристика проекта: создание электронного архива конструкторской документации в интересах одного из предприятий холдинга «Росэлектроника».

Один из этапов – импорт файлового хранилища сканированной конструкторской документации с одновременным созданием электронной структуры изделия (ЭСИ).

Результат – разработана и передана Заказчику методика для быстрого и удобного массового ввода данных, позволяющая автоматически создавать электронные структуры изделия при импорте файлов.

  • Импорт данных из MS Project. Причин замены данного инструмента может быть несколько. Например, создание единого информационного пространства с использованием системы класса PLM или задача замещения импортного ПО.

Характеристика проекта – создание системы управления проектами в масштабе федеральных целевых программ в интересах одной из госкорпораций РФ.

Один из этапов – импорт данных из системы управления проектами MS Project.

Результат – в разработанной системе ведётся многоуровневое управление комплексными программами, включая проработку предварительного плана действий, разбиение проекта головного уровня на несколько подпроектов, ввод данных на едином сервере сотрудниками нескольких предприятий, получение сравнительного анализа плановых и фактических показателей проектов.



Загрузить статью в формате PDF